Танюшка (tanuffka) wrote,
Танюшка
tanuffka

Categories:

Как я ездила в США. Часть 5. Метро Нью-Йорка.

Пожалуй, самый знаменитый транспорт в Нью-Йорке после жёлтого такси, конечно же - это метро!
Ежедневно миллионы людей используют именно этот вид транспорта, чтобы доехать до работы, до магазина, до аэропорта или до гостей. В нем ездят все: и бедняки, и богатые, и бизнесмены, и обычные рабочие. И метро в городе "Большого яблока" - самое впечатляющее и самое большое в мире!
И сегодня я немного расскажу именно о нем: о своем опыте, о своих впечатлениях от увиденного, ну и немного фактов и истории, конечно же.




Вы не поверите, но метро в этом городе появилось аж в 1868 году, это почти 150 лет назад! И представляло оно собой в тот момент надземную (на металлических эстакадах) городскую железнодорожную линию с канатной тягой. Это была эстакадная линия Девятой авеню. Но она не сохранилась до настоящего времени, т.к. была снесена в 1940 году. Самая ранняя из сохранившихся в составе нынешнего метрополитена секций надземных железных дорог открылась в 1885 году и принадлежит линии Джамейка. В 1871 году тяга была заменена на паровую, и только в 1890 году метро получило источник питания, которым и пользуются по сей день - электричество.
Первая линия подземки как таковой была пущена в эксплуатацию 27 октября 1904 года. Станция Сити-холл приняла пассажиров первой (сегодня она закрыта для пассажиров и используется только для разворота поездов маршрута № 6, у которых конечная остановка на станции Бруклинский мост. Вместе с тем, можно остаться в поезде и посмотреть на «Сити-холл» через окно).
На сегодняшний день метрополитен Нью-Йорка - крупнейшая система по количеству станций и шестая седьмая в мире по годовому пассажиропотоку. На первом месте Токио, на втором Сеул, на третьем Пекин, на четвертом Москва, на пятом Шанхай, на шестом Гуанчжоу, также в десятку входят метро Мехико, Парижа и Гонконга. Информация с официального сайта MTA.
Суммарная длина эксплуатируемых путей составляет 1355 км (из них для пассажирского движения используются 1056 км). Официальное количество станций — 468 (или 421, если каждый пересадочный узел считать за одну станцию), обслуживаемых 24 маршрутами. Эксплуатирует метро, как и другой городской и пригородный транспорт Нью-Йорка, компания MTA. Дополнительно город обслуживает PATH — скоростная подземная железная дорога, соединяющая Манхэттен (центр Нью-Йорка) с городками Хобокен и Джерси-Сити в штате Нью-Джерси.

Несмотря на то, что порядка 40% путей являются наземными (или надземными), метро здесь все равно называют словом subway, то есть подземка. Так уж повелось.

А теперь самое интересное:


Но сюда еще не входит схема движения поездов по линии PATH Нью-Йорк - Нью-Джерси, вот она:


Согласитесь, впечатляет. Но это не самое веселое! Самое веселое в метро Нью-Йорка то, что по одной линии могут двигаться поезда с разными номерами, которые совершают остановки на разных станциях. Запутаться - проще простого!
Поэтому многие местные жители, которые живут в городе не очень давно, ну или пользуются метро не очень часто, используют специальное приложение для смартфонов, которое подсказывает как и куда в метро проще добраться. Удобная штука, надо сказать! Жаль, что я о ней узнала слишком поздно.

По поводу стоимости проезда и проездных документов.


Проезд в метро стоит 2,5$ кто там еще жалуется на повышение цен у нас в метро, м?! за поездку. Я в основном пользовалась линией PATH и покупала за 5$ карточки на 2 поездки. Они непополняемые, поэтому каждый раз приходилось покупать новые. А для проезда в метро я купила себе БСК, на которую закидывала деньги по необходимости, т.к. поездки мои, как обычно, были спонтанными и непредсказуемыми. Прямой пересадки с PATH на subway нет, поэтому приходилось платить дважды. Меня это немного раздражало, но обслуживают линии разные транспортные компании, поэтому выбора у меня не было. Пришлось смириться)))

Поезда тут выглядят достаточно мрачно и одинаково: они все металлические!


Кстати, что понравилось! Во-первых, на каждом поезде или горит название маршрута, или написан номер маршрута. Во-вторых, когда поезд приходит на станцию, то на всю станцию громко объявляют, например: "This is the train to Hoboken, the next stop is Christopher street", то есть если ты из-за обилия пассажиров на перроне не разглядел название маршрута, то тебе его сообщают громко и на всю станцию! Удобно!

Внутри вагончики выглядят... Ну, так себе. Пластик, металл и небольшое количество рекламы. Пассажиров я не снимала, но могу сказать, что по ним можно понять на какой станции ты примерно сейчас находишься. Например, по пути в Хобокен в вагоне большая часть пассажиров темнокожие, а вот на станцию Ньюпорт едут в основном азиаты.


Станции в большинстве своем безликие и крохотные совсем. Обычная станция нью-йоркского метро имеет платформы длиной от 150 до 180 м (500—600 футов).


Огромное количество станций многоуровневые, с несколькими параллельно идущими путями, да еще и с поворотом платформы.


Передохнули на фотографиях? Отлично, теперь подробнее о линиях, маршрутах и станциях!

В метрополитене Нью-Йорка понятия «линия» и «маршрут» принципиально различны. Линия обозначает участок путей (отнесение путей к тем или иным линиям во многих случаях сложилось исторически), а маршрут — направление движения поездов (от одной конечной станции до другой). Маршруты обозначаются цифрами и буквами, линии имеют собственные имена.
Например, маршрут D проходит через следующие линии: Concourse Line (Бронкс), Eighth Avenue Line, Sixth Avenue Line, Chrystie Street Connection (Манхэттен), Fourth Avenue Line, West End Line (Бруклин).
В систему входят 24 маршрута (включая три челнока), причём на схемах каждый из маршрутов обозначается тем же цветом, что и та линия на Манхэттене, через которую он проходит. Для не проходящего через Манхэттен маршрута G введён особый цвет (лайм), а все челночные маршруты обозначают серым (и одной и той же буквой S — Shuttle).
Цифра или буква маршрута указывается на составах чёрным или белым цветом на круге, соответствующем цвету этого маршрута. Некоторые маршруты имеют варианты, обозначаемые не кругом, а поставленным на угол квадратом («diamond»).



Впечатляет? Москвичи, наверное, уже нервно курят в сторонке, но я вас добью следующей информацией: в час пик некоторые маршруты превращаются из локальных в экспрессы в пиковом направлении (в сторону Манхэттена до полудня и обратно после), или начинают ходить по дополнительным линиям, по которым они не ходят в обычное время. В выходные, вечером и ночью некоторые маршруты отменяются, либо укорачиваются, либо превращаются из экспрессов в локальные.
Поскольку метрополитен работает круглосуточно, нет возможности выполнять ремонтные работы в часы, когда поезда не ходят. Поэтому при необходимости определённые станции или участки путей закрываются на ремонт (как правило в выходные или ночью), а поезда направляются в объезд. В любой день на сайте MTA можно узнать, какие есть сегодня изменения в расписании и какие альтернативные способы проезда предлагаются пассажирам.

Но и это еще не все. Станции. Станции тут не менее сумасшедшие, чем маршруты!


153 станции являются эстакадными, 38 располагаются на уровне земли (включая насыпи и выемки) и 277 — под землёй. Самой глубокой станцией является 191-я улица — она расположена на глубине 60 м. Самой высокой (не только в Нью-Йорке, но и в мире) — Смит-стрит – Девятая улица, на высоте 26,7 м.
На большинстве станций имеется мезонин — уровень, расположенный над платформами (на эстакадной станции — под ними) и служащий для соединения платформ с разными сторонами улиц, а также между собой.
На станциях с 3 или 4 путями, где остановка экспресса не предусмотрена, платформы боковые. На станциях с 2 путями платформы чаще также боковые, реже островные. Между боковыми платформами разных направлений зачастую нет перехода, поэтому пассажир должен принять решение, какая платформа ему нужна, до оплаты входа в метро. Я так пару раз успела лохануться, пришлось ехать до станции, где пути располагаются по обе стороны от платформы и переходить на поезд, идущий в обратном направлении.
На станциях с остановкой экспресса как правило две островные платформы, для обеспечения кроссплатформенной пересадки с экспресса на локальный поезд и наоборот. Есть только три экспресс-станции, на которых одна островная платформа обслуживает экспрессы, а две боковые платформы локальные поезда, — это сделано для того, чтобы сделать кроссплатформенную пересадку невозможной и тем самым уменьшить пассажиропоток на этих станциях, поскольку они расположены около крупных железнодорожных вокзалов. Впрочем, так сделано только там, где пересадка между экспрессом и локальным возможна на одной из соседних станций.
Есть также двухъярусные станции. Поезда могут распределяться между ярусами по-разному: могут быть на одном ярусе экспрессы, а на другом локальные поезда; могут быть на разных ярусах поезда разных направлений; могут быть (на пересадочной станции) на разных ярусах поезда разных линий.

Варианты расположения путей и платформ на станциях:


Обозначения: Л - локальные поезда, Э - экспресс-поезда.

В связи с такими вот выкрутасами, нередко можно встретить в метро следующую картину: едешь ты в своем поезде, и в друг - бац, параллельно в этом же направлении едет такой же поезд. В ту же сторону. По тому же маршруту. Вот только останавливаются ваши поезда на разных остановках, да еще экспресс-поезда обычно чуть быстрее ходят.


Вот тут как раз видно параллельно едущий поезд. Непривычно, скажу я вам!

Большая часть входов в метро в городе практически не различима, поэтому приходится вглядываться в улицу в поисках заветных циферок или буковок. Но в некоторых местах, например, недалеко от причала, на станции Battery Park расположен вот такой вот симпатичный павильон. Когда я устроила опрос в инстаграме, многие подумали, что это общественный туалет, кассы театра или что-то подобное. Ан нет, за этим симпатичным небольшим зданием прячется лифт для инвалидов с одной стороны и лестница для обычных пассажиров с другой.



Ну и пара слов, конечно, о пересадках! Это ведь тоже отдельная песня! Нужно найти куда пройти, на какую платформу выйти и в каком направлении и на какой поезд сесть!
Честно говоря, как-то раз проходя мимо Times Square я не решилась сесть в метро, просто увидев вот это:


Но в целом метро в Нью-Йорке - поразительный живой организм, который функционирует круглосуточно и выполняет чудовищную и очень полезную работу. Браво, инженеры, браво!
И я уверена, что если к нему привыкнуть, если в нем разобраться, то никогда не останешься к нему равнодушным! Поэтому даже несмотря на мою нелюбовь к метро в Питере и в Москве, метро в Нью-Йорке меня по крайней мере заинтересовало, а это уже хорошо! Потому что в Казани или, например, в Хельсинки в метро мне было просто-напросто скучно.
Tags: new york, usa, истории большого города, картинка, поездка, рассказы о путешествиях, репортаж, фото, хорошо там где нас нет, эмоции, я
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 82 comments